ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Dynamics of the relationship between self-attitude and self-actualization among medical students

T.I. Bonkalo, S.V. Shmeleva, E.V. Aralova, M.A. Kovaleva, M.V. Eremin

1) Research Institute of Health Organization and Medical Management of the MoscowHealthcare Department, Moscow, Russia; 2) Moscow University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky, Moscow, Russia; 3) Russian State Social University, Moscow, Russia
Background. The problem of the relationship between self-attitude and self-actualization of medical students is analyzed. For 1st-year students, the desire for the most complete identification and development of personal capabilities is carried out primarily by obtaining information about themselves and a favorable attitude towards themselves; for 4th -year students – by a positive attitude towards themselves, self-confidence and the ability to accept themselves as they really are on the basis of real and deep knowledge about themselves.
Objective. Determination of the dynamics of the relationship between self-attitude and self-actualization of medical students in the process of their education at the university.
Methods. The on-line study was carried out. Study included 530 students of medical universities in Russia, of which 320 were 1st-year students and 210 – 4th-year students. Two diagnostic methods were used: the CAT method (the Russian version of the POI (Personal Orientation Inventory) method, E. Shostrom) and the Self-Attitude Test (V.V. Stolin, S.R. Pantileev). The main research method was the cross-sectional method. Statistical methods included the Mann-Whitney U-test (for unconjugated samples) and the Spearman rank correlation method.
Results. Differences in terms of independence of values and judgments, the ability to express their thoughts and feelings spontaneously and directly, as well as in terms of self-interest and self-accusation were revealed between groups of 1st- and 4th-year medical students. Differences between groups are also manifested in the nature of the relationship between self-actualization and self-attitude of students.
Conclusion. In general, the results of the study indicate the development of the traits of a self-actualizing personality in future doctors in the process of their studies at the university; it was found, however, that many medical students are characterized by a decrease in sensitivity to problems and creativity, which can be attributable to both subjective and objective factors. The revealed dynamics of the relationship between self-attitude and self-actualization of medical students determines the feasibility of organizing special training sessions with students – future doctors, focused on helping them in self-development and self-actualization.

Keywords

self-actualization
self-attitude
medical students
self-interest
self-understanding

Введение

Самоотношение затрагивает все сферы жизни человека, позволяя адекватно воспринимать себя и окружающих в соответствии с ситуацией и реальными жизненными событиями. Выпускник медицинского вуза может избегать негативных последствий профессиональной деятельности, если на адаптационном этапе его профессионализации учтет особенности динамики взаимосвязи отношения к себе и самоактуализации.

Впервые термин «самоактуализация» появился в трудах K. Holstein. Автор охарактеризовал самоактуализацию как существенный мотив человеческой жизни, направленный на удовлетворение человеческих потребностей [1]. «Самоактуализация этимологически происходит от слова “актуализация”, что означает переход из состояния возможности в состояние действительности», – подмечает О.О. Лимонова [2].

Большое внимание изучению самоактуализации уделяли зарубежные исследователи, такие как в гуманистической психологи A. Maslow, K. Rogers, G. Allport, R. Assagioli и др.; в гештальт-терапии F. Perls и др.; в социокультурном психоанализе K. Horney, E. Fromm и др.; психоанализе K. Jung, A. Adler и др.; экзистенциальной психологии D. Bujenthal, R. May и др.

О сущности и механизмах самоактуализации личности в отечественной науке разработано много теорий. Методологическим ядром объяснения самоактуализации личности в этих теориях выступает деятельностный подход. Авторы в рамках деятельностного подхода, такие как А.Н. Леонтьев, П.Л. Гальперин, Г.П. Щедровицкий, С.Л. Рубинштейн и др.; философско-антропологического подхода, такие как Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, К.Ч. Мухаметджанов, а далее системного и акмеологического, такие как Г.Б. Ананьев, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.Н. Мясищев и др., обращаются к этому явлению, трактуя внутренний мир личности. Эти подходы стали теоретической и методологической базой изучения потенциала человека.

Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков определяют самоактуализацию как процесс становления человека субъектом собственной жизни, который требует от него усвоения норм и методов деятельности, правил сообщества, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе [3]. Понять самость – значит увидеть идеальную, явно осознанную необходимость пребывания в мире реальности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъектную реальность как проекцию самого себя, полагали авторы [4].

Современные исследователи конкретизируют представления о самоактуализации, ее структуре, проявлениях в разном возрасте. Как процесс реализации индивидуальности человека трактуется самоактуализация в работах Е.Н. Расторгуевой? По словам автора, процесс реализации индивидуальности человека направлен на «...более полное осуществление постоянно развивающегося потенциала человека через различные виды активности, в системе которых ведущую роль играет субъектная активность, когда человек выстраивает связи с миром в соответствии со своим внутренним миром (своей индивидуальностью)...» [5]. Понятие самоактуализация означает, с точки зрения Е.Е. Вахромова, «...особый вид деятельности, реальный процесс развития и саморазвития человека» [6]. Е.В. Ильина, А.А. Пытина и другие исследователи вслед за А. Маслоу выделяют такие черты самоактуализирующейся личности, как тождественное восприятие реальности, деятельный образ жизни, принятие себя и других, спонтанность проявлений, бизнес-ориентация, автономия и независимость, оперативность оценок, отсутствие проявлений неприязни, демократия, стабильные моральные нормы, интуитивность и творческий подход в мышлении. «Чем большему числу критериев соответствует личность, тем более она самоактуализирована», – пишут авторы [7].

Самоактуализация будущего профессионала теснейшим образом связана со становлением его самосознания, как, впрочем, и самоотношение. Самоотношение – это тип эмоционального переживания, который отражает собственное отношение человека к тому, что он «открывает» о себе [8, 9]. Эмоционально-ценностное отношение к себе, проявляющееся как положительно (чувство собственного достоинства, уважение к себе, гордость), так и отрицательно (чувство неполноценности, недовольство собой), является одной из важнейших составляющих личности.

Сравнивая показатели самоотношения группы стажеров и студентов выпускных курсов, А.С. Кузьмина выявила, что в первой группе они ниже [10]. Это свидетельствует о неподготовленности выпускников вузов к самостоятельной профессиональной деятельности. Автор делает вывод, согласно которому современная система образования не в полной мере отвечает потребностям практики в подготовки специалистов. На практике это приводит к высокой текучести кадров, неспособности специалиста реализовать имеющийся потенциал.

Существует ряд исследований, доказывающих связь самоотношения с перфекционизмом [11], смысложизненными ориентациями [12, 13], конфликтностью [14], ответственностью и зрелостью личности [15] и другими психологическими феноменами. В частности, показано, что высокий уровень самоотношения снижает интенсивность переживания проблем, риск психосоматических расстройств [16], является условием максимальной активности личности [16, 17]. Низкий уровень самоотношения связан с развитием депрессии [10], девиантным и делинквентным поведением [18].

Проблема исследования раскрывается через следующее противоречие: сегодня, несмотря на разностороннее изучение как самоактуализации, так и самоотношения, остается вопрос: какова динамика взаимоотношений этих явлений между собой в отношении студентов – будущих медицинских работников, т.к. профессия врача требует от специалистов высокого уровня подготовленности к самостоятельному решению профессиональных задач?

Цель исследования: выявление динамики взаимосвязи самоактуализации и самоотношения у студентов медицинских вузов.

Методы

Всего в исследовании приняли участие 530 человек, из них студенты 1-го курса медицинского вуза – 320, студенты 4-го курса – 210 человек. Средний возраст респондентов 1-го курса составил 18,06 года, респондентов 4-го курса – 21,81.

Исследование проводилось при помощи on-line-тестирования. Для этого использовался сайт «Психологические тесты онлайн», на котором представлены методики, широкоиспользуемые в психодиагностической практике. Для пользователей тестирование бесплатное и анонимное, регистрация не требуется. Исследование организовано следующим образом. Респонденту на платформе Microsoft Teams предоставляли электронные адреса методик и стандартизированный бланк, в который он вносил полученные результаты психологической диагностики со ссылкой на индивидуальные результаты на сайте «Психологические тесты онлайн». Заполненный бланк отправлялся обратно нам. При этом составлялся протокол из индивидуальных результатов диагностики с проверкой правильности занесения результатов. В окончательную выборку попали только те респонденты, чьи результаты были по обеим методикам и которые можно было проверить.

С целью выявления особенностей самоактуализации студентов будущих врачей использовался Самоактуализационный тест (САТ), разработанный на кафедре социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз [19]. В основе этого психодиагностического инструментария лежит методика «Personal Orientation Inventory» (POI) Э. Шострома (E. Shostrom). В процессе адаптации методики POI авторами по сути создана оригинальная психодиагностическая методика САТ, содержащая 126 вопросов и предназначенная для психически здоровых респондентов старше 15 лет.

С целью исследования самоотношения применен тест-опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева [20].

В соответствии с целью исследования полученный массив психологических данных подвергся количественному и качественному анализу с применением методов математической статистики: описательная статистика, U-критерий Манна–Уитни (для несвязных выборок) и метод ранговой корреляции Спирмена.

Результаты

1. Особенности развития черт самоактуализирующейся личности у студентов медицинских вузов 1-го и 4-го курсов.

Средние значения в группах студентов 1-го и 4-го курсов представлены на рис. 1. Анализ средних значений выявил, что у студентов 1-го курса они находятся в основном в зоне психологической нормы. Это значения таких блоков, как ценность (Sav1=50,91; Ex1=48,91), чувства (Fr1=51,25; S1=50,50), самовосприятие (Sa1=52,84), концепция (Sy1=51,75) и межличностная чувствительность (A1=48,22; C1=53,44). В зоне самоактуализации – средние значения показателей трех шкал: самоуважение (Sr1=57,38), представления о природе человека (Nc1=55,28) и креативность (Cr1=55,63). У студентов 4-го курса в зоне самоактуализации находятся средние значения пяти шкал: спонтанность (S4=57,29), самовосприятие (Sr4=59,48; Sa4=58,10), представления о природе человека (Nc4=57,71), контактность (C4=56,76). Интерес представляют результаты, полученные в блоке «отношение к познанию». Средние значения познавательных потребностей и креативности студентов 4-го курса находятся в зоне значений психологической нормы (Cog3=47,00; Cr3=55,24), у студентов 1-го курса средние значения познавательных потребностей – в зоне низких значений (Cog1=44,22), креативности – в зоне самоактуализации (Cr1=55,63).

242-1.jpg (94 KB)

Различия показателей самоактуализации студентов 1-го и 4-го курсов статистически значимы по шкалам «Самоподдержка» (на уровне р≤0,05), «Гибкость поведения» (на уровне р≤0,05) и «Спонтанность» (на уровне р≤0,01).

Таким образом, можно заключить, что для студентов 4-го курса в большей мере, чем для студентов 1-го курса, свойственны:

1) независимость ценностей и поведения от посторонних влияний (57,81 и 52,09 Т-балла соответственно);

2) широкая вариативность поведенческих реакций, приспособляемость к условиям проблемной ситуации, роль в поведении стереотипных реакций ниже (48,91 и 52,57 Т-балла соответственно);

3) способность выражать свои чувства спонтанно и прямо (50,50 и 57,29 Т-балла соответственно).

2. Особенности самоотношения студентов 1-го и 4-го курсов медицинских вузов.

На рис. 2 и 3 представлены результаты исследования особенностей самоотношения студентов медицинских вузов, обучавшихся на 1-м и 4-м курсах.

243-1.jpg (72 KB)

243-2.jpg (64 KB)

Статистически достоверные различия выявлены по показателям самоинтереса студентов (на уровне р≤0,05): у студентов 4-го курса более высокий уровень самоинтереса (88,76%), чем у студентов 1-го курса (80,81%). На уровне тенденций можно говорить и о том, что в процессе обучения в медицинских вузах растет не только интерес к самопознанию, но и аутосимпатия студентов, их самопонимание, тогда как уменьшаются показатели ожидания положительного отношения к себе других людей, а также показатели уровня самообвинения.

3. Связь между самоотношением и самоактуализацией студентов медицинских вузов.

В результате корреляционного анализа выявлены множественные корреляционные связи как прямых, так и обратных показателей самоактуализации и самоотношения у студентов 1-го курса (табл. 1).

244-1.jpg (202 KB)

Так, показатели самоотношения самой большой шкалы теста CAT, измеряющего степень независимости ценностей и поведения испытуемого от внешнего воздействия – самоподдержки, имеют четыре прямые значимые связи с показателями шкал самоактуализации: аутосимпатии (rs=0,61; р≤0,01), самоинтереса (интегральная) (rs=0,57; р≤0,01), самопринятия (rs=0,61; р≤0,01), самоинтереса (дополнительная) (rs=0,47; р≤0,01) и одну обратную – самообвинение (rs=-0,36; р≤0,05).

Шкала «Ценностная ориентация» положительно коррелирует со шкалами самоуважение (rs=0,41; р≤0,05), самоинтерес (rs=0,40; р≤0,05), самоуверенность (rs=0,36; р≤0,05), саморуководство (rs=0,36; р≤0,05) и самопонимание (rs=0,39; р≤0,05). Шкала «Гибкость поведения» отрицательно коррелирует со шкалами самоуважение (rs=-0,41; р≤0,05) и саморуководство (rs=-0,42; р≤0,05).

Показатели самоотношения блока «Самовосприятие» имеют больше всего значимых связей с показателями шкал самоактуализации – 12. Показатели самоотношения блока «Концепция» имеют две значимые прямые связи с показателями шкалы самоактуализации. Шкала «Представления о природе человека» взаимосвязаны с интегральной шкалой самоинтереса (rs=0,36; р≤0,05) и дополнительной – самоинтереса (rs=0,36; р≤0,05). Шкала «Познавательные потребности» коррелирует со шкалой отношения других (rs=0,40; р≤0,05), а шкала креативности со шкалами аутосимпатии (rs=0,43; р≤0,05) и самоинтереса (rs=0,55; р≤0,01).

Таким образом, высокий уровень самоподдержки обеспечивает повышение уровня благосклонного отношения первокурсников к себе, ориентацию на самопознание, получение информации о себе, достижение состояния, в котором самооценка студентов уравновешивается, проявляется чувство душевной гармонии и устойчивости. Напротив, снижение степени независимости ценностей и поведения студентов от внешних воздействий приводит к повышению уровня самообвинения первокурсников.

Анализ также обнаруживает наличие корреляционных связей как прямых (положительных), так и обратных (отрицательных) показателей самоактуализации и самоотношения у студентов 4-го курса. Однако они отличаются от взаимосвязей показателей самоактуализации и самоотношения у студентов 1-го курса (табл. 2).

244-2.jpg (202 KB)

В отличие от студентов 1-го курса, у которых не обнаружено значимых взаимосвязей показателей самоотношения и ориентации во времени, у студентов 4-го курса такие связи выявлены. Показатели основной шкалы «Ориентация во времени» имеют 5 прямых связей с показателями шкал самоотношения: глобальное самоотношение (rs=0,65; р≤0,01), самоуважение (rs=0,81; р≤0,01), самоуверенность (rs=0,50; р≤0,05), самопринятие (rs=0,52; р≤0,05), самопонимание (rs=0,51; р≤0,05), и одну обратную с показателями шкалы самообвинения (rs=-0,44; р≤0,05). В отличие от студентов 1-го курса у четверокурсников не обнаружено значимых взаимосвязей показателей гибкости поведения и шкал самоотношения. Вместе с тем имеются обратные взаимосвязи шкал сензитивности к себе и спонтанности с такими шкалами самоотношения, как отношение других (rs=-0,49; р≤0,05) и самообвинение (rs=-0,44; р≤0,05) соответственно.

Высокий уровень самоподдержки обеспечивает повышение уровня глобального самоотношения студентов 4-го курса к себе, а также самоуважения и принятия себя. Кроме того, повышение способности студентов 4-го курса жить настоящим и видеть свою жизнь целостной влияет на рост самоотношения и самоуважения в целом, уверенность в своих силах, принятие себя такими, какие они есть, понимание своих потребностей и мотивов поведения, а также снижает уровень самообвинения.

Обсуждение

В результате исследования выявлены следующие различия в характере взаимосвязи самоактуализации и самоотношения студентов – будущих врачей 1-го и 4-го курсов медицинских вузов:

1) у студентов 1-го курса значимых взаимосвязей самоактуализации и самоотношения в целом больше, чем у студентов 4-го курса;

2) у студентов 1-го курса по шкале Чеддока 55,17% слабых по силе взаимосвязей и 44,83% средних, у студентов 4-го курса – 38,46% слабых, 57,69% средних и 3,85% высоких. У студентов 1-го курса сила связей между переменными самоактуализации и самоотношения меньше, чем у студентов 4-го курса;

3) у студентов 1-го курса, как и у студентов 4-го курса, взаимосвязи показателей самоактуализации и самоотношения в подавляющем большинстве случаев прямые (положительные). Обратные (отрицательные) связи у студентов 1-го курса выявлены между показателями шкал «Самоподдержка» и «Самообвинение», «Гибкость поведения» и «Самоуважение», «Гибкость поведения» и «Саморуководство», у студентов 4-го курса – «Ориентация во времени» и «Самообвинение», «Сензитивность к себе» и «Отношение других», «Спонтанность» и «Самообвинение»;

4) у студентов 4-го курса в отличие от студентов 1-го курса выявлены взаимосвязи высокой и средней силы базовой шкалы самоактуализации «Ориентация во времени» со шкалами самоотношения (5 взаимосвязей).

Таким образом, четверокурсники способны чувствовать настоящий момент своей жизни не просто как подготовку к будущей «настоящей жизни», а увидеть свою жизнь как единое целое. Эта способность позволяет им поднимать уровень как самоотношения в глобальном смысле, так и в частных ее проявлениях: самоуважения, уверенности в себе, самопринятия, снижать уровень самообвинения. Именно такое психологическое восприятие времени человеком свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Вместе с тем характер готовности к выработке новых идей, предполагающий, по мнению P. Torrance, чувствительность к проблемам и существующему дефициту решений, поиск решений, продвижение и проверка гипотез, формулировка результата среди 320 первокурсников несколько выше, чем у студентов 4-го курса. На наш взгляд, на эту тенденцию могут влиять многие причины: специфические особенности деятельности студентов [12], объем и характер полученного образования (между творчеством и объемом полученного образования существует обратная зависимость) [21], возрастной фактор [22]. Многие исследования, посвященные изучению динамики креативности, свидетельствуют о том, что креативность и творческая составляющая деятельности проявляются в определенных психологических условиях: открытость к новизне, чувствительность к творческим проблемам, эффективность, страсть к своей работе, способность работать вместе. Что касается познавательных потребностей, то исследования показывают, что потенциал познавательных потребностей студентов закладывается еще в школьные годы. Если студента устраивает выбор профессии и межличностные отношения в студенческой группе, его потребности в достижении, в т.ч. познавательные, на высоком уровне [4].

Заключение

Взаимосвязь самоактуализации и самоотношения студентов будущих врачей меняется от курса к курсу – меняется структура и сила их взаимосвязей. Стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей студентов 1-го курса осуществляется прежде всего за счет получения информации о самом себе и благосклонного отношения к самому себе, у студентов 4-го курса – за счет позитивного отношение к себе, самодоверия и способности принимать себя такими, какие они есть на самом деле на основе реальных и глубоких знаний о себе. Полученные данные могут лечь в основу психолого-педагогических программ, направленных на формирование и поддержание саморазвития, самоорганизации и позитивного отношения к себе студентов, а также могут быть использованы в психологическом консультировании с целью повышения уровня самоактуализации студентов и в тренингах личностного роста.

About the Authors

Corresponding author: Maria A. Kovaleva, Cand. Sci. (Psychol.), Moscow University of Technology and Management n.a. K.G. Razumovsky, Moscow, Russia; 89151479832@mail.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.