Обоснование
Несмотря на многообразие современных косметологических методов коррекции признаков возрастных изменений кожи и мягких тканей лица, а также на их доказанную эффективность, в практике косметолога нередко встречаются пациенты, оставшиеся неудовлетворенными результатом косметологического вмешательства, хотя проведение последнего осуществлялось в соответствии со всеми современными требованиями (высококвалифицированный специалист, применение качественного препарата, лицензированное учреждение).
Подобные ситуации заставляют нас искать ответы на вопросы: с чем связана неудовлетворенность пациентов, как повысить удовлетворенность пациентов результатами косметологических вмешательств?
По нашему мнению, условно можно выделить три основные группы причин неудовлетворенности пациентов результатами косметологического вмешательства:
1. Недостаточная квалификация врача в применении той или иной методики (группа причин, связанных с врачом).
2. Ограниченные возможности действия препаратов, используемых косметологами (группа причин, связанных с препаратом).
3. Особенности реакций организма пациента, а также завышенные ожидания пациента (группа причин, связанных с пациентом).
Следует отметить, что все причины, которые связаны с самим пациентом (с особенностями реакций его организма) рассматриваются преимущественно в соматической сфере (анатомия, физиология, биохимия, патофизиология и т.д.). Психической же сфере личности пациента, на наш взгляд, не уделяется должного внимания.
На практике косметолог на этапе диагностики в основном обращает внимание на локальный статус (состояние кожного покрова, мягких тканей лица, шеи, декольте), а также на соматический статус (наличие хронических заболеваний, аллергических реакций и т. д.), психический же статус пациента косметологом не берется во внимание в большинстве случаев. Например, в случае обращения пациента по поводу выраженности морщин, складок на лице косметолог практически без особого труда оценит выраженность изменений, наличие показаний и противопоказаний к косметологической процедуре, назначит необходимые процедуры, но не оценит особенностей личности пациента, его эмоциональное состояние, его отношение к себе и проводимой коррекции. Хотя последние факторы достаточно значимы в оценке пациентом конечного результата курса процедур.
На наш взгляд, одной из причин неудовлетворенности пациентов результатами косметологических вмешательств является его отношение к себе (самоотношение). Как известно, отношение личности к себе определяет и отношение личности к ситуации, в частности к полученной косметологической помощи [1, 2].
И если мы хотим повысить удовлетворенность пациентов результатами косметологических процедур, то косметологам следует обратить внимание и на психологические особенности пациента, в частности на его самоотношение. Тем более что многие авторы сходятся во мнении относительно завышенной самооценки и высокого уровня притязаний, а также расхождения между «я реальным» и «я идеальным» пациенток, часто посещающих центры эстетической медицины [3–5].
Цель исследования: изучить удовлетворенность пациентов косметологической помощью по динамике показателей самоотношения пациентов до и после проведения комплексной косметологической программы по сравнению с традиционной косметологической программой.
Методы
Дизайн исследования
В исследование приняли участие 83 пациентки в возрасте от 27 до 53 лет (средний возраст – 35,4±2,18 года), обратившиеся к косметологу по поводу проявлений признаков инволюционных изменений мягких тканей лица (изменение качества кожи, наличие морщин, складок).
Оценка пациентом полученного результата во многом зависит от его отношения к самому себе, в связи с чем мы использовали опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, позволяющий оценить отношение пациента к себе в целом (глобальное самоотношение), а также по отдельным шкалам (самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самопонимание, самообвинение, самоуверенность, самопринятие) [6]. Данная методика позволяет найти ответы на следующие вопросы: насколько личность себе нравится (в т.ч. и после косметологических манипуляций), себя понимает и принимает, интересуется собой, уверена в себе?
Изменение удовлетворенности пациентов результатом косметологической помощи оценивалось по динамике показателей самоотношения с использованием методов математической статистики.
На первом этапе исследования мы изучили уровень самоотношения 83 пациенток, обратившихся к косметологу по поводу возрастных изменений. Из них у 64 (77,1%) пациенток выявлено проблемное самоотношение. Проблемное самоотношение подразумевает либо завышенное, либо заниженное отношение личности к себе. Интерпретация полученных данных проведена в соответствии с рекомендациями авторов указанного опросника, где оптимальное самоотношение диагностируется при результате 45–55 баллов.
Во втором этапе исследования приняли участие 64 женщины с проблемным самоотношением, разделенные на две группы:
1) в основную группу вошли 34 пациентки с инволюционными изменениями мягких тканей лица и проблемным самоотношением, которые получили комплексную косметологическую помощь, включившую косметологические процедуры по показаниям и психологическую коррекцию;
2) контрольную группу составили 30 пациенток с инволюционными изменениями мягких тканей лица и проблемным самоотношением, которые получали только косметологическую помощь.
Пациенткам основной и контрольной групп измерения уровня самоотношения проводились дважды с интервалом 6 месяцев.
Критерии соответствия
Критерии включения: наличие у пациенток инволюционных изменений мягких тканей лица, шеи, проблемное самоотношение, неудовлетворенность полученными ранее косметологическими результатами.
Критерии исключения: наличие у пациенток осложнений (инфекционных, сосудистых), полученных в результате ранее проведенных косметологических вмешательств.
Продолжительность исследования
Исследование проходило на базе Центра психологического консультирования и косметологии ООО «БЬЮТИ-МЕДЭКСПЕРТ».
Продолжительность исследования с 2017 по 2020 г.
Описание медицинского вмешательства
С целью повышения удовлетворенности косметологической помощью мы разработали программу комплексной косметологической коррекции, включившую косметологические процедуры и психологическую коррекцию. Программа включила два этапа:
1. Диагностический этап: косметолог оценивал косметологический статус (качество кожи, степень выраженности морщин, складок и т.д.), соматический статус (состояние организма, наличие хронических заболеваний, аллергических реакций и т.д.), а также психологические особенности, в частности самоотношение с помощью беседы и тестирования по Опроснику самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.
2. Терапевтический этап: косметолог проводил косметологические процедуры в сочетании с психологической коррекцией.
Косметологические процедуры включали процедуры, направленные на:
- • улучшение качества кожи (уходовые процедуры с применением косметических средств по типу кожи, поверхностные пилинги, биоревитализация);
- • коррекцию складок, морщин (контурная пластика с применением препаратов на основе гиалуроновой кислоты);
- • коррекцию мимических морщин (введение препарата на основе ботулотоксина типа А). Психологическая коррекция включила применение косметологом релаксационных техник (для снятия эмоционального напряжения у пациента), приемов рациональной психотерапии (коррекция ложных убеждений у пациента относительно собственной внешности, страхов старения и т.п.), а также приемов когнитивно-позитивной психотерапии (коррекция негативных представлений о собственной внешности, собственной личности). В табл. 1 приведен пример комплексной процедуры.
В предложенной нами программе общение между косметологом и пациентом выстраивалось с учетом проблемного самоотношения пациента. Косметолог в рамках косметологической процедуры обращал внимание пациентки на достоинства ее внешности, на ее уникальность и неповторимость, развеивал ее ложные представления о собственной внешности, страхи относительно изменения ее внешности, косметологических процедур, кроме того, снижал зависимость от мнения других относительно ее внешности.
Основной исход исследования
Комплексный подход к ведению пациенток с косметологическим недостатком, сочетающий косметологическую процедуру и психологическую коррекцию, повышает удовлетворенность пациентки конкретной косметологической процедурой.
Анализ в подгруппах
Проведен анализ уровня самоотношения пациенток с инволюционными изменениями мягких тканей лица и проблемным самоотношением основной (комплексная косметологическая помощь, включающая косметологические процедуры по показаниям и психологическую коррекцию) и контрольной (только косметологическая помощь) групп, изучавшегося дважды с интервалом в 6 месяцев.
Этическая экспертиза
Не проводилась.
Статистический анализ
Статистический анализ осуществлялся в два этапа. На первом этапе с помощью критерия Уилкоксона сравнили показатели самоотношения до и после проведения комплексной и традиционной косметологической программы в группах. На втором этапе сравнили данные между основной и контрольной группами, используя t-критерий Стьюдента. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакетов прикладных программ Microsoft Ехсеl и SТАТISТIСА 6.1 (серийный номер AXXR010E749701FA).
Результаты
Анализ тестирования 83 женщин с возрастными изменениями кожи, не довольных результатами предыдущих косметологических вмешательств, по опроснику самоотношения были в пределах нормы (45–55 баллов) у 19 (22,9%) пациенток, выше нормы – у 24 (28,9 %), ниже нормы – у 40 (48,2%) пациенток.
Анализ динамики показателей самоотношения как основного феномена, определяющего удовлетворенность пациента косметологической помощью, в основной (сочетание психологической коррекции и косметологических процедур) и контрольной (только косметологические процедуры) группах показал, что в контрольной группе не были получены статистически значимые различия показателей самоотношения до и после проведенной косметологической процедуры (табл. 2).
В контрольной группе пациентки оставались неудовлетворенными полученными результатами в полной мере. Они видели на лице изменения, соглашались с косметологом, что результат есть, анализировали фотографии до и после. Однако комментарии результата сопровождались репликами: «а я думала, что будет так-то» или «мне бы хотелось еще …», «да, все хорошо, но …» и т.п. При этом косметолог в некоторых случаях проводил дополнительные процедуры. Но и они не давали желаемого для пациентки результата, хотя объективно результат был подтвержден фотосъемкой.
В основной группе до и после комплексной коррекции были получены статистически значимые различия (p<0,01) показателей самоотношения по следующим шкалам: самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самоуверенности, самопринятия, самообвинения и самопонимания (табл. 2).
Особого внимания заслуживают изменения показателей по шкале «аутосимпатия». Данная шкала напрямую отражает: насколько личность нравится себе или нет, насколько она себе нравится после косметологических вмешательств. Полученные статистически значимые различия показателей по данной шкале свидетельствуют об удовлетворенности пациентками собственной внешностью и, соответственно, результатами косметологических процедур после комплексной косметологической программы.
Кроме того, об удовлетворенности полученным результатом комплексной помощи свидетельствует наличие статистически значимых различий и по шкале «самопринятие», то есть, пациенты принимают себя, свою внешность после косметологического вмешательства.
При сравнении с помощью t-критерия Стьюдента показателей самоотношения основной и контрольной групп были выявлены статистически значимые различия (p<0,05) по следующим шкалам: самопонимания, самоинтереса, аутосимпатия, самопринятия, самоуверенности (табл. 3).
Анализ данных табл. 3 показал, что пациентки, получавшие помимо косметологических процедур психологическую помощь, были чаще удовлетворены результатом косметологических вмешательств за счет постепенного изменения отношения к себе, а через это и к ситуации, т.е. к результатам косметологической помощи. Кроме того, со слов пациенток основной группы (субъективная оценка пациенток) отмечено, что они становились более спокойными, уверенными в себе, меньше критиковали и осуждали себя (в т.ч. и собственную внешность), начинали видеть достоинства своей внешности и своего возраста, изменили взгляд на сам процесс старения, а также на возможность быть привлекательной в любом возрасте. Результаты косметологических вмешательств оценивались ими позитивно.
Обсуждение
Резюме основного результата исследования
С помощью опросника самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева мы выявили проблемное самоотношение у 77,1% пациенток, не удовлетворенных результатами прежних косметологических вмешательств. Проведение комплексной (включившей психологическую коррекцию) косметологической помощи данным пациенткам способствовало повышению их удовлетворенности полученными результатами косметологических вмешательств, о чем свидетельствуют статистически значимые различия показателей самоотношения (как маркеров удовлетворенности) в основной группе до и после комплексной коррекции, а также по сравнению с контрольной группой, где психологическая помощь не оказывалась.
Обсуждение основного результата исследования
Проблема удовлетворенности пациентов медицинской помощью, в частности косметологической, требует более детального изучения. В современных исследованиях вопросы удовлетворенности пациентов медицинской помощью частично рассматриваются в исследованиях по качеству их жизни с соматической патологией, что же касается пациентов косметологического профиля, проблема удовлетворенности данных пациентов становится предметом изучения только специалистов, презентующих на рынок какой-либо косметический продукт, препарат для инъекций или аппаратную методику. Удовлетворенность или неудовлетворенность пациента тем или иным вмешательством исследуется с помощью визуально-аналоговых шкал, однако этот метод слишком субъективен и носит скрининговый характер.
На сегодняшний день мы не нашли методик, позволяющих оценивать более глубоко такой феномен, как удовлетворенность или неудовлетворенность пациентов косметологического профиля. Тем не менее одной из задач косметологической помощи, а также одним из критериев ее эффективности является именно высокая удовлетворенность пациента полученным результатом. Повлиять на удовлетворенность пациента можно посредством повышения качества препарата, повышения квалификации специалиста, улучшения сервиса в клинике, а также посредством оказания комплексной косметологической помощи, включающей помимо косметологических процедур психологическую коррекцию, направленную на изменение отношения пациента к себе. В психологической литературе приводятся данные о зависимости состояния удовлетворенности личности от самоотношения личности [1, 2]. Коррекция самоотношения – это предмет работы психолога, психотерапевта. Но, как показывает наш практический опыт, пациенты в большинстве случаев не идут к психологам. Кроме того, в косметологических центрах и клиниках, как правило, нет штатных психологов.
Современная же косметология призвана решать три основные проблемы: психологическую, терапевтическую и эстетическую [7]. Современный косметолог, по мнению корейских исследователей, – это полипрофильный специалист, который может быть одновременно визажистом, медиком и психологом [8]. Это человек, устраняющий недостатки и усиливающий преимущества во внешности. Следствие этого – эмоциональный комфорт пациента и повышение уровня его самооценки.
Результаты нашего исследования подтверждают мнение корейских специалистов. Косметолог, оказывающий комплексную помощь, способствует изменению отношения пациента к себе (повышению самооценки, развитию аутосимпатии, уверенности и т.д.), тем самым косметолог повышает удовлетворенность пациента получаемой косметологической помощью. А потому современный косметолог должен владеть знаниями и умениями в области не только соматических изменений, но и психологических.
В монографии «Психологические аспекты в практике косметолога» отражены основные проблемы психологического спектра, с которыми косметолог может столкнуться в своей практике [9]. В рамках настоящей статьи остановимся на рекомендациях косметологам для общения с пациентами с проблемным самоотношением, которые будут способствовать повышению удовлетворенности пациента:
1. Избегать оценочных суждений относительно внешности пациента.
2. Избегать критических суждений относительно внешности пациента.
3. Акцентировать достоинства, а не недостатки при описании внешности пациента.
4. Отталкиваться от представлений пациента о своей внешности и не навязывать ему собственное видение.
5. Не провоцировать страх относительно возрастных изменений, потери привлекательности, наоборот, необходимо успокоить: «женщина привлекательна в разные возрастные периоды и в каждом возрастном периоде она привлекательна по-своему».
Важно отметить, что проведение психологической коррекции не требует дополнительных затрат времени. Стандартная косметологическая процедура занимает в среднем около часа времени. Большую часть времени косметолог общается с пациентом, собственно проведение косметологических манипуляций по времени не затратно (например, проведение инъекций 15–20 минут). Однако на сегодняшний день большинство косметологов выстраивают свое общение с пациентом, опираясь на свой личный коммуникативный опыт, что, на наш взгляд, не совсем верно. Косметолог должен выстраивать свое общение с пациентом, базируясь на знаниях медицинской психологии, общей психологии.
Таким образом, внедрение психологической помощи в программы косметологической коррекции позволит повысить удовлетворенность пациентов косметологической помощью.
Ограничения исследования
Поднимая такую сложную тему, как удовлетворенность косметологической помощью, мы понимаем, что полученные нами результаты затрагивают лишь небольшую часть данного феномена. Мы преследовали цель обратить внимание косметологов на то, что удовлетворенность пациента результатом косметологического вмешательства зависит не только от качественно выполненной косметологической манипуляции, но и от психологических особенностей пациента, в частности самоотношения, на которые косметолог также может успешно влиять.
Заключение
Анализ итогов нашего исследования показал, что неудовлетворенность пациентов результатами полученных ранее косметологических вмешательств в 77,1% случаев была связана с проблемным самоотношением. Применение косметологом комплексной косметологической программы, включающей косметологические процедуры и психологическую коррекцию, способствовало оптимизации самоотношения и повышению удовлетворенности результатами косметологической помощи, что подтверждают статистически значимые различия показателей самоотношения (как маркеров удовлетворенности) в основной группе до и после комплексной коррекции, а также в сравнении с контрольной группой, где психологическая помощь не оказывалась. Поскольку степень удовлетворенности пациента проведенной косметологической процедурой является одним из критериев эффективности косметологической помощи в целом, привлекая доступную психологическую коррекцию во время оказания таковой помощи, врач-косметолог повышает эффективность своей работы.