ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Full

Arhipov V.V.

С начала 1990-х гг. общая схема фармакотерапии бронхиальной астмы (БА) не претерпела существенных изменений и складывалась из параллельного назначения препарата с противовоспалительной активностью (как правило, ингаляционного глюкокортикостероида — ГКС) для постоянного приема и бета2-адреномиметика (бета2-АМ) короткого действия для купирования отдельных симптомов заболевания. Подобная концепция “двух ингаляторов” позволяет эффективно воздействовать на разные проявления заболевания.

С появлением длительно действующих бета2-АМ появилась возможность “усилить” базисную терапию за счет присоединения к ингаляционным ГКС препаратов с выраженной и продолжительной бронхолитической активностью. Базисная терапия БА комбинацией ГКС с длительно действующими бета2-АМ оказалась существенно эффективнее, чем применение этих средств по отдельности [1, 2].

Однако даже сочетанное использование противоастматических средств с различными механизмами действия не позволяет врачам решить проблему базисной терапии БА. Хотя комбинированная терапия и обеспечивает более высокий уровень контроля над заболеванием, больные, получающие такое лечение, не могут быть полностью защищены от обострений БА. В то же время именно на терапию обострений приходится наиболее значительная доля расходов по лечению БА (в нашей стране – 47 % общих затрат [3]), кроме того, частые обострения являются важным фактором прогрессирования заболевания и инвалидизации больных БА [4]. Экстраполяция данных рандомизированных клинических исследований показывает, что даже при использовании максимально возможных доз ГКС и бета2-АМ длительного действия примерно у трети больных в течение года возможно развитие обострений БА [5].

Анализ нескольких сот обострений, зарегистрированных в ходе исследования FACET [6], и данных исследования INSPIRE позволяют заключить, что промежуток времени между моментом усиления симптомов БА и временем развернутой симптоматики обострения БА в среднем составляет 5,1 суток (рис. 1). На практике такой промежуток времени, как правило, оказывается недостаточным для того, чтобы увеличить объем лечения и предотвратить развитие обострения. Кроме того, клинические исследования показали, что эффективно предотвратить обострение возможно лишь при четырехкратном увеличении дозы ГКС в первые дни после начала обострения [7].

Первой попыткой использовать “окно возможностей” для предотвращения обострений БА стали исследования т. н. гибкого дозирования Симбикорта (будесонид/формотерол). В ходе этих исследований больных обучали регулировать суточную дозу Симбикорта исходя из симптомов заболевания за последние два дня. Сегодня мы располагаем результатами 8 рандомизированных исследований гибкого дозирования, в которых приняли участие около 20 тыс. больных [8–12].

В одном из таких исследований [12] у пациентов с умеренным и тяжелым течением БА, получавших Симбикорт в режиме гибкого дозирования, обострения отмечались на 40 % реже (р = 0,018), чем при приеме Серетида (флутиказон/салметерол). При этом больные, рандомизированные в группу для гибкого дозирования Симбикорта, получали суммарную дозу ингаляционных ГКС на 15 % меньше, чем пациенты, принимавшие Серетид в фиксированной дозе. Аналогичные результаты были получены в большинстве исследований гибкого дозирования.

Однако применять на практике “гибкое дозирование” может лишь часть больных БА, которые способны надежно усвоить и четко выполнять рекомендации, определяющие выбор дозы препарата. Кроме того, от больных требуется ежедневное фиксирование проявлений заболевания, а врачи должны уделять много времени обучению и контролю над действиями своих пациентов.

Сделать потенциально эффективное гибкое дозирование Симбикорта удобным и интуитивно понятным для больного позволяет новая концепция SMART (Symbicort Maintenance and Reliever Therapy). В основе SMART лежит ключевое свойство обострений БА – повышение потребности в ингаляциях бета2-адреностимуляторов уже в первые часы от начала обострения.

Исследование INSPIRE показало, что больные при ухудшении состояния увеличивают потребление короткодействующих бета2-АМ в 4 раза по сравнению с исходным, а потребление ингаляционных ГКС – только в 2 раза. На этом основана концепция SMART – заменить ингаляции короткодействующего бета2-АМ ингаляциями Симбикорта.

Таким образом, при ухудшении состояния больные:

  1. получают дополнительные дозы ингаляционного ГКС, чтобы возместить возникший дефицит его противовоспалительного действия;
  2. получают дополнительные дозы ГКС уже в первые часы от начала обострения, т. к. потребность в дополнительных ингаляциях – самый ранний объективный симптом обострения;
  3. используют Симбикорт в оптимальной дозе, соответствующей состоянию больного, тем самым удается избегать использования избыточных доз ингаляционных ГКС.

В проведенных клинических исследованиях Симбикорт назначался в режиме SMART следующим образом:

  • больные получали базисную терапию Симбикортом 160/4,5 мкг – по одной ингаляции утром и вечером;
  • наряду с этим в случае появления затруднения дыхания, приступов кашля и/или других симптомов заболевания больным рекомендовано применять дополнительные ингаляции Симбикорта – 160/4,5 мкг.

Общее число ингаляций (включая таковые для базисной терапии) не должно было превышать 12 вдохов в день.

В настоящее время выполнено 6 крупных международных рандомизированных клинических исследований, посвященных использованию Симбикорта для поддерживающей терапии и в качестве средства для купирования симптомов БА (табл. 1). В этих исследованиях приняли участие 14 219 больных БА.

Исследования, построенные на концепции SMART, охватывают весьма широкий круг больных. В них участвовали пациенты с БА любой тяжести – от легкой персистирующей до тяжелой. При этом в исследования включали больных с достаточно тяжелым течением заболевания: ОФВ1 — 40–50 % от должного и суточная потребность в бета2-адреностимуляторах до 10 доз в сутки. В большинстве исследований участвовали как взрослые, так и подростки в возрасте от 12 лет, а также пожилые больные до 80 лет. С одной стороны, в исследования SMART не включали пациентов, принимавших ГКС внутрь, а также больных, которые ранее не получали ингаляционные ГКС. С другой стороны, участники исследований получали до включения ингаляционные ГКС в очень широком диапазоне доз – от 200 до 1600 мкг/сут.

Исследования STEAM, STAY и STEP показали, что использование SMART более эффективно предотвращает обострения БА, чем применение ингаляционных ГКС в фиксированной дозе (рис. 2). При этом в группах сравнения больные получали базисную терапию ГКС в дозах в 2–4 раза более высоких по сравнению с базисной дозой Симбикорта в группе SMART.

По сравнению с альтернативными вариантами базисной терапии у каждых 100 больных в год использование SMART позволяло дополнительно предотвращать от 16 до 27 (в зависимости от тяжести течения БА и характера альтернативной терапии) тяжелых обострений БА (табл. 2). Одновременно по сравнению с приемом ГКС и Симбикорта в фиксированной дозе у больных, применявших SMART, отмечалось статистически достоверное:

  • сокращение числа дней с признаками легкого обострения (ухудшения течения) БА;
  • снижение потребности в ингаляциях для купирования симптомов БА;
  • увеличение числа ночей без пробуждений из-за симптомов БА (табл. 3);
  • улучшение показателей спирометрии.

Примечательно, что преимущества SMART в отношении профилактики обострений БА сохранялись даже у больных с тяжелым течением заболевания. Кроме того, эффективность SMART сохранялась во всех возрастных группах от 12 до 80 лет. Больные, использовавшие SMART, получали более низкие дозы ингаляционных и системных ГКС (табл. 4).

В целом исследования SMART показали, что этот метод дозирования Симбикорта (по сравнению с терапией ГКС и комбинированным ингалятором в постоянной дозе) надежно обеспечивает:

  • Џ более высокие показатели спирометрии;
  • Џ снижение риска первого обострения БА;
  • Џ снижение числа обострений БА за год;
  • Џ снижение риска всех разновидностей обострений;
  • Џ меньшую выраженность симптомов БА;
  • Џ снижение потребности в дополнительных ингаляциях для купирования симптомов БА.

Кроме того, при использовании SMART кумулятивная доза ГКС оказалась ниже, чем при терапии фиксированными дозами будесонида и флутиказона/салметерола (см. ниже). Более низкой оказалась и общая доза ГКС для приема внутрь по поводу обострений БА.

Исследования COSMOS [17], в котором приняли участие 2143 больных, и COMPASS [18] показали, что назначение Симбикорта в режиме SMART более надежно предотвращает обострения БА, чем прием препарата Серетид в постоянной дозе. Например, в исследовании COSMOS больные, которым был назначен SMART, в среднем использовали ГКС на 13 % менее интенсивно, но при этом риск первого обострения БА в этой группе оказался на 25 % ниже, чем при лечении Серетидом (p = 0,01) (рис. 3). Более того, снижение риска обострений при использовании SMART отмечалось уже с первых дней исследования. В группе, получавшей терапию SMART, cнижение риска тяжелого обострения, требующего неотложной медицинской помощи или госпитализации, составило 30 %.

Применение SMART по сравнению с терапией Серетидом в фиксированной дозе позволило снизить общее число обострений БА за период исследования на 22 %, таким образом, величина NNT для предотвращения одного дополнительного случая обострения составила 14. У больных, получавших SMART, было на 34 % меньше дней приема ГКС внутрь и на 37 % меньше дней госпитализации по поводу обострений БА.

Непосредственную информацию о безопасности Симбикорта в режиме SMART предоставляют результаты уже процитированных выше исследований. Можно констатировать, что частота отдельных нежелательных явлений, отмечавшихся при применении SMART, практически не отличалась от таковой при терапии различными дозами будесонида и Симбикортом в фиксированной дозе. По сравнению с терапией Серетидом в фиксированной дозе назначение SMART также не сопровождалась увеличением риска нежелательных явлений.

Новая (2006) редакция GINA впервые упоминает SMART в качестве альтернативы традиционному подходу в фармакотерапии БА. При этом эксперты GINA считают, что эффективность и безопасность SMART доказаны достаточно убедительно, и это позволило присвоить рекомендациям по использованию SMART высший уровень доказательности.

В новой редакции GINA эксперты делают следующий вывод: “При использовании по потребности будесонида/формотерола оба компонента вносят свой вклад в повышение защиты от тяжелых обострений у пациентов, получающих поддерживающую комбинированную терапию, а также обеспечивают улучшение контроля астмы при относительно низких дозах препаратов” (GINA, 2006. С. 31).

Эксперты GINA считают, что режим SMART должен использоваться в том случае, когда для достижения контроля над БА применения только ингаляционных ГКС недостаточно: “Если выбран комбинированный ингалятор, содержащий формотерол и будесонид, он может применяться как для поддерживающей терапии, так и для купирования симптомов. Показано, что такой подход к лечению приводит к уменьшению обострений и улучшению контроля астмы у взрослых и подростков при относительно низких дозах препаратов (уровень доказательности А). Насколько такой подход может быть осуществлен с помощью других комбинаций препаратов для контроля заболевания и купирования симптомов, требует дальнейшего исследования” (GINA, 2006. С. 60).

В конце 2006 г. SMART был официально одобрен для использования в клинической практике в странах Евросоюза, а в начале 2007 г. получено одобрение Росздравнадзора на его применение в нашей стране.

Таким образом, мы имеем достаточные доказательства того, что SMART на сегодняшний день является наиболее эффективным методом предупреждения обострений БА и достижения контроля над заболеванием. Внедрение SMART в клиническую практику в нашей стране представляется интересной задачей, выполнение которой обещает существенное увеличение качества медицинской помощи больным БА.



By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.