ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Experience with two-stage therapy in the treatment of patients with bacterial vaginosis: long-term results of treatment

M.M. Rakhmatullayeva

Bukhara State Medical Institute, Bukhara, Uzbekistan
Background. Modern principles of treatment of bacterial vaginosis (BV) include the use of complex two-stage treatment: the first stage of treatment is the eradication of opportunistic microorganisms and anaerobes; the second stage is the restoration of vaginal pH and normal microflora.
Objective. Determination of the effectiveness of different treatments for BV by assessing the composition of the vaginal microbiota.
Methods. A clinical and laboratory examination of 110 women with BV was carried out, a gynecologic history was analyzed, and the features of extragenital pathology were studied. The patients were divided into 3 groups: group I (38 patients) with severe anaerobic dysbiosis (with predominance of Gardnerella vaginalis) received metronidazole 500 mg orally 2 times a day for 7 days; group II (40 patients) with severe anaerobic dysbiosis (with predominance of obligate anaerobes) – clindamycin for 7 days; group III (32 patients) with severe aerobic-anaerobic dysbiosis – chlorhexidine for 7 days. At the 2nd stage of treatment, prebiotics or probiotics were prescribed depending on the initial number of lactobacilli. The effectiveness was evaluated 1, 3 and 6 months after the treatment, as well as upon presentation of complaints.
Results. The present study proved the importance of determining the composition and quantitative ratio of the vaginal microbiota in BV for the selection of differentiated therapy. Two-stage therapy for BV, selected taking into account the molecular biological variants of vaginal dysbiosis, had a stable treatment effect in 87.3% of cases.
Conclusion. The additional use of prebiotics of the oligosaccharide group as an anti-relapse therapy enhances the colonization of lactobacilli and ensures the stability of the vaginal biotope in 95.4% of cases.

Keywords

bacterial vaginosis
metronidazole
clindamycin
probiotics
prebiotics

Введение

Современные принципы лечения бактериального вагиноза (БВ) включают применение комплексного двухэтапного лечения с последующим восстановлением нормальной микрофлоры влагалища. При этом первый этап лечения направлен на эрадикацию условно-патогенных микроорганизмов и анаэробов, тогда как на втором этапе применяются препараты, способствующие восстановлению pH влагалища и нормальной микрофлоры [4, 5].

Как известно, главной целью терапии БВ является обеспечение стойкой колонизации влагалища жизне- и конкурентоспособными лактобактериями, активно продуцирующими молочную кислоту и способными формировать полезные биопленки, что приводит к гибели патогенных микроорганизмов. Данные, полученные в in vitro исследованиях, свидетельствуют о способности лактобактерий эффективно разрушать биопленки [10], а сочетание антибактериальных препаратов с пробиотиками рассматривается как перспективный подход к лечению БВ. Однако во многих источниках отмечается низкий уровень приживаемости лактобактерий, что объясняется недостаточной колонизацией и быстрой элиминацией вводимых чужеродных бактериальных штаммов [2]. Предполагается, что адсорбция лактобактерий носит специфический характер и зависит от соответствия рецепторов данного конкретного штамма лактобактерий рецепторам клеток вагинального эпителия конкретной женщины [2], что может быть причиной низкой эффективности лечения и частого рецидивирования БВ. Вместе с тем установлено, что реализация лечебных эффектов пробиотиков осуществляется не только за счет наличия в их составе живых бактерий, но и главным образом за счет синтезируемых ими продуктов жизнедеятельности – биологически активных веществ (молочной кислоты) [3].

По мнению многих авторов, разнообразная бактериальная структура БВ требует применения дополнительной антибактериальной терапии или комбинации препаратов, способных устранять широкий спектр возможных патогенных микроорганизмов [6, 7]. Отдельного внимания заслуживает проблема, связанная с применением антибиотиков, в ряде случаев приводящая к усугублению дисбиоза и росту резистентных к ним возбудителей. Большой интерес, обусловленный благоприятными характеристиками в этом плане, представляют антисептики [1, 11].

Важно также учитывать, что у женщин с вагинальным микробиоценозом без доминирования лактобактерий, соответствующим CST IV, выявленные результаты диагностики могут быть ошибочно сформулированы как БВ, что делает неуместным антибиотикотерапию в данном случае, и это может способствовать явному нарушению межмикробных отношений с развитием БВ [8, 9, 12].

Как видно из представленных данных, вопрос эффективного лечения БВ остается дискуссионным. Адекватная и эффективная медикаментозная коррекция вагинального дисбиоза должна учитывать полимикробную этиологию БВ, особенности его патогенеза, резервные способности лактобактерий. В связи с этим поиск наиболее оптимальных методов лечения, способствующих оказывать позитивные эффекты на вагинальную микрофлору с длительной ремиссией заболевания, представляется актуальным.

Цель исследования: определить эффективность разных методов лечения БВ путем оценки состава микробиоты влагалища.

Методы

Проведено клинико-лабораторное обследование 110 женщин с БВ, тщательно собран гинекологический анамнез, изучены особенности экстрагенитальной патологии.

С целью разработки эффективного метода лечения нами был проведен дифференцированный подход к двухэтапной терапии на основе молекулярно-биологической характеристики микробиоты влагалища. Для этого пациентки были разделены на 3 группы: в I группе, состоявшей из 38 больных, у которых состояние микробиоты влагалища соответствовало выраженному анаэробному дисбиозу (с превалированием Gardnerella vaginalis), терапию проводили препаратами метронидазола по 500 мг перорально 2 раза в сутки в течение 7 дней. Во ІІ группе – 40 пациенток, которым был установлен выраженный анаэробный дисбиоз (с преобладанием облигатных анаэробов), терапию проводили препаратами клиндамицина в течение 7 дней. В ІІI группе – 32 пациентки, у которых был верифицирован выраженный аэробно-анаэробный дисбиоз с учетом присутствия как аэробных, так и анаэробных представителей микробиоты, лечение проводили антисептическими средствами (хлоргексидин) в течение 7 дней. При повышенном содержании грибов Candida одновременно назначали антимикотическую терапию.

На 2-м этапе лечения в зависимости от исходного числа лактобактерий назначали пребиотики – кислотосодержащий препарат или пробиотики.

После проведенного лечения проводили оценку эффективности через 1, 3 и 6 месяцев, а также по предъявлению жалоб. Определяли наличие специфических выделений из влагалища (жидкие и однородные), выполняли аминный тест, измеряли рН влагалищной жидкости и проводили анализ микроскопии влагалищных мазков на «ключевые клетки». Молекулярно-биологическое типирование микробиоты влагалища проводили с использованием тест-системы Фемофлор-16.

Результаты

При контрольном визите через месяц после лечения жалобы и клинические симптомы заболевания отсутствовали у женщин всех трех групп. В I группе значение рН влагалищных выделений снизилось от исходных 6,04±0,03 до 4,07±0,06, в II и III группах – от 6,33±0,05 до 4,18±0,05 и от 6,17±0,05 до 4,19±0,05 соответственно (р<0,001). Достоверных различий между группами по числу лейкоцитов, десквамированных эпителиальных клеток и микробных клеток в мазках не выявлено (р>0,05). Эффективность терапии в отношении Gardnerella vaginalis, Bacteroides spp., грамотрицательных и грамположительных кокков была сопоставимой и статистически значимой во всех трех группах (р<0,001), что подтверждает адекватный выбор нами различных методов лечения с учетом молекулярно-биологических вариантов дисбиоза влагалища.

При повторном обследовании через 3 месяца после лечения характерных для БВ жалоб и клинических симптомов у женщин І группы не выявлено. У женщин ІІ и ІІI групп отмечены жалобы на патологические выделения с неприятным запахом в 7,5 и 6,2% случаев соответственно. Число случаев выявления пограничных значений рН влагалищных выделений (рН=4,5) было выше в III группе (25,0%), как и превышение порогового значения (рН>4,5) в 6,2% случаев. «Ключевые клетки» обнаружены у 2,5 и 3,1% женщин, обсеменность неоднородной микрофлорой влагалища нарастала в 7,5 и 12,5% мазков II и III групп соответственно. Абсолютный нормоценоз установлен у 39,5%, 30,0 и 28,1%, условный – у 55,3%, 52,5 и 53,2%, умеренный дисбиоз – у 5,2%, 17,5 и 18,7% пациенток I, II и III групп соответственно (рис. 1). Случаи выраженного дисбиоза отсутствовали во всех группах.

69-1.jpg (221 KB)

Как видно, после лечения в группах с выраженным дисбиозом по сравнению с I группой превалируют случаи восстановления микробиоты влагалища до умеренного нормоценоза, что показывает зависимость результатов коррекции дисбиоза влагалища от исходного состояния микробиоты слизистой оболочки. Снижение частоты встречаемости группы G. vaginalis/Prevotella bivia/Porphyromonas spp. была более выраженной в I группе (от 90,2 до 42,1% – в 2,2 раза) по сравнению со II (от 100 до 52,5% – в 1,9 раза) и III группами (от 90,6 до 56,2% – в 1,6 раза) (рис. 2). Частота встречаемости Sneathia/Leptotrichia/Fusobacterium spp., Megasphaera/Veillonella/Dialister spp. и Lachnobacterium/Clostridium spp. была резко сниженной во всех группах, но эта тенденция отчетливо проявлялась в группах с выраженным дисбиозом (до 5 раз во II группе и до 3 раз в III).

Картина нарастания содержания лактофлоры приняла следующий характер: в I группе средняя концентрация лактобактерий увеличилась от 6,61±0,19 до 7,09±0,12, во II – от 3,92±0,22 до 6,82±0,14 и в III группе – от 4,82±0,41 до 6,64±0,18. Как видно, более выраженная динамика наблюдалась в последних двух группах, где на втором этапе лечения использованы пробиотики.

Несмотря на это, повышение содержания условно-патогенной флоры выявлено в 5,3%, 17,5 и 18,7% образцов у женщин I, II и III групп соответственно. Согласно анализу количественного содержания выявленных микроорганизмов, установлено, что чаще других практически во всех ассоциациях микроорганизмов встречается G. vaginalis – до 96%, затем Atopobium vaginae. При контроле лечения через 3 месяца Atopobium vaginae выявляли у трети пациенток в ассоциации с другими микроорганизмами. Eubacterium spp. стабильно определялась приблизительно в 20% случаев БВ после лечения. Несколько реже встречались Peptostreptococcus spp. и Mobiluncus spp. – 17–20%.

Для коррекции имеющихся нарушений с целью профилактики усугубления дисбиоза нами использованы средства, улучшающие микробиоту слизистых оболочек в целом. Для этого были применены пребиотики группы олигосахаридов (инулин). Пребиотики – это субстанции или продукты функционального питания, в составе которых есть вещества, неперевариваемые в верхних отделах желудочно-кишечного тракта. Проходя через кишечник, они являются питательной базой для определенной группы микроорганизмов, преимущественно для бифидо- и лактобактерий, заселяющих толстый кишечник человека и положительно влияющих на состав микробиоты. Наиболее известные пребиотики – олигофруктоза, инулин, галакто-олигосахариды, лактулоза (препараты Дюфалак, Нормазе и др.), олигосахариды грудного молока и др. Растет число фактов, согласно которым прием в качестве пробиотиков таких веществ, как инулин и фрукто-, олигосахариды, может стимулировать рост некоторых штаммов лакто- и бифидобактерий в кишечнике, потенциально изменяя их защитную антиинфекционную функцию. Однако последующий эффект этих добавок на микробиоту влагалища и течение дисбиотического процесса остается неизученным.

В связи с этим после противорецидивной терапии спустя 3 месяца проведена повторная оценка микроскопической и микробиологической картины влагалища. Встречаемость лактобактерий увеличилась во всех мазках по сравнению с аналогичными показателями, выявленными 3 месяца назад (от 92,5% во II и 90,6% в III группах до 100% через 6 месяцев). Как морфотипы G. vaginalis, Bacteroides spp., Mobiluncus spp., так и грамотрицательные и грамположительные кокки выявлены в единичных мазках.

Микробиота влагалища после противорецидивной терапии приобрела более стабильный характер. Абсолютный нормоценоз зарегистрирован в 44,7%, 42,5 и 37,5% случаев, условный – в 50,1%, 52,5 и 53,2% в I, II и III группах соответственно (рис. 3). Частота выявления ассоциаций аэробных и анаэробных микроорганизмов во влагалищном отделяемом женщин трех групп достоверно резко сократилась и не отличалась друг от друга (р>0,05).

70-1.jpg (73 KB)

В целом во всех трех группах в течение 6 месяцев после двухэтапной терапии удалось сохранить снижение колонизации эпителия влагалища анаэробными микроорганизмами, ассоциированными с БВ, и усилить представительство там лактобактерий. Однако как в количественном, так и в качественном отношении использование пребиотиков группы олигосахаридов в качестве противорецидивной терапии имело преимущества: среднее число лактобактерий оказалось на порядок выше, а видовое представительство лучше по сравнению с группами, где не был применен противорецидивный этап терапии.

У 2 (5,3%) женщин I группы, профиль микробиоты влагалища которых соответствовал умеренному дисбиозу, отмечалось сохранение этого состояния по истечении 6 месяцев. С учетом отсутствия клинических симптомов заболевания можно предположить, что данный микробиологический профиль может быть вариантом нормы для этих женщин. С учетом данного обстоятельства возникает вопрос о целесообразности коррекции состояния умеренного дисбиоза в этом случае. Наши наблюдения показали, что микробиота влагалища у этих женщин без дополнительных медикаментозных вмешательств со временем спонтанно может переходить в условный нормоценоз. Микробиота влагалища при этом характеризуется частым временным переходом в условный нормоценоз и обратно.

Таким образом, формирование микробиоты влагалища после лечения зависело как от характера проводимой терапии, так и от исходного состояния микробиоты влагалища. Состояние микробиоты влагалища оставалось более стабильным на протяжении 6 месяцев после лечения в I группе. В группах с исходно сформированным выраженным дисбиозом (II и III группы) намечается тенденция к увеличению разнообразия и концентрации условно-патогенной микрофлоры к 3 месяцам после лечения. Поэтому повторный клинико-микроскопический, а при необходимости молекулярно-биологический контроль микробиоты влагалища с противорецидивной терапией являются превентивной мерой глубоких дисбиотических нарушений данного биотопа.

Заключение

Согласно результатам проведенного обследования, можно сделать вывод: двухэтапная схема лечения БВ, подобранная с учетом молекулярно-биологических вариантов дисбиоза влагалища, имела стойкий эффект лечения в 87,3% случаев. Дополнительное использование пребиотиков группы олигосахаридов в качестве противорецидивной терапии усиливает колонизацию лактобактерий и обеспечивает стабильность биотопа влагалища в 95,4% случаев.

Дополнительная информация

Публикация статьи осуществляется в рамках диссертационной работы: «Новые подходы в выборе тактики ведения и профилактики бактериального вагиноза вне и во время беременности».

About the Authors

Corresponding author: Mahfuza M. Rakhmatullaeva, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor at the Department of Obstetrics and Gynecology № 2, Bukhara State Medical Institute, Bukhara, Uzbekistan; mahfuzar@inbox.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1987-6136 

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.