ISSN 2073–4034
eISSN 2414–9128

Full

A.P.Meshkovskii, I.V.Topnikov

Зачем внедрять правила GMP?

Необходимость перевода отечественной индустрии лекарств на рельсы GMP объясняется двумя соображениями - необходимостью развития экспортного потенциала и защитой интересов отечественных потребителей. С одной стороны, речь идет об интеграции российской фармацевтической промышленности в мировое хозяйство. С другой - отечественные потребители лекарств имеют точно такие же права на качественную лекарственную продукцию, как и пациенты по ту сторону государственной границы. Думается, что нет необходимости противопоставлять эти цели друг другу.

В соответствии с Законом РФ "О лекарственных средствах" (1998 г.) производить фармацевтические препараты могут только предприятия, соблюдающие правила организации производства и контроля качества лекарственных средств. В том же 1998 г. был утвержден норматив ОСТ 42-510-98 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)". Внедрение этих правил в практику отечественной фарминдустрии предусмотрено Федеральной целевой программой "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 гг. и на период до 2005 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 650. В 1999 г. ОСТ был введен в действие совместным приказом двух ведомств - Минздрава и Минэкономики РФ.

В 1998 г. Россия подала заявку на вступление в Конвенцию по фармацевтическим инспекциям, функционирование которой целиком основано на признании и соблюдении правил GMP. В настоящее время успешно осуществляется рассмотрение этой заявки. Российская Федерация, вместе с другими 140 странами мира, включена в перечень государств, признающих Систему сертификации ВОЗ, также предполагающую соблюдение правил GMP. Учитывая курс Правительства России на вступление в ВТО, в ближайшей перспективе следует ожидать усиления гармонизации отечественных норм с зарубежными.

В 1999 г. Мировой банк предоставил России кредит на 5 лет в размере около 150 млн долл. на приобретение противотуберкулезных препаратов и средств для профилактики и лечения СПИДа. Участию отечественных производителей в конкурсных поставках для выполнения этого заказа препятствует несоблюдение ими норм GMP.

Об этих фактах необходимо напоминать, поскольку еще не все представители отечественного фармацевтического производства прониклись идеей перехода к работе по правилам GMP. Редкое обсуждение данной проблемы обходится без острых выступлений отдельных специалистов, утверждающих, что концепция GMP навязана нам Западом, не нужна и даже вредна, что правила GMP стране не по карману, а их внедрение в России сделает цены на лекарства совершенно недоступными и т. п.

Среди причин сопротивления усилиям государства по внедрению правил GMP в России официально признается только одна - недостаток финансовых средств. Между тем, как нам кажется, немалую роль играют и психологические факторы. В 90-х гг., после крушения "железного занавеса", многие руководители и ведущие специалисты отрасли неожиданно для себя осознали, что в течение десятилетий они не только сами делали не то, что нужно, но и вели других в неверном направлении, пропагандируя ошибочные взгляды и принципы. Острое чувство обиды на судьбу и горечь мешают им видеть правильную перспективу развития отрасли, которая на самом деле неразрывно связана с переходом на соблюдение международных стандартов производства.

Отдельные руководители фармацевтических предприятий по-прежнему не видят связи между соблюдением правил GMP и обеспечением качества лекарств. Многим работникам отрасли мешает устаревшее представление о том, что "качество препарата" и "соблюдение стандарта на готовый продукт" одно и то же. В этой связи можно еще раз привести сравнение правил GMP с техническим осмотром автотранспорта и наличием водительских прав. Можно сколько угодно утверждать, что автомашина прекрасно бегает, а водитель очень опытный, однако в отсутствие подтверждающих документов эти аргументы вряд ли впечатлят работников ГИБДД.

Сколько стоит GMP?

Если попытаться выразить концепцию GMP двумя словами, то ими будут: "помещения и процедуры". Многие производственники склонны замечать только первую половину этой формулы. В результате, предполагаемые затраты на внедрение правил GMP часто завышаются. В прошлом году от работников отрасли приходилось слышать, что на эти цели необходимо затратить в расчете на один завод 5 млн долл., 35 млн долл. и даже 135 млн долл. (последняя цифра, правда, называлась украинскими коллегами). Для сравнения отметим, что по оценке специалистов бывшего (до последних изменений в Правительстве) Минэкономики России, для перевода каждого из наиболее крупных отечественных предприятий на работу по правилам GMP потребуется около 2 млн долл.

Тенденция завышения сметной стоимости мер по переходу к GMP объясняется целым рядом причин. Прежде всего, "у страха глаза велики". К тому же многие производственники, суда во всему, считают для себя выгодным преувеличить ожидаемые затраты. Под них можно попытаться "выбить" дополнительные ресурсы у государства, инвесторов, спонсоров, международных финансовых организаций и т. п. Очевидно, здесь действует принцип "трехгорбого верблюда": при рассмотрении заявки наверняка срежут один горб, в крайнем случае - два, но все равно останется полноценный верблюд. Если же финансирование со стороны не поступит, останется удобное оправдание неудач ("раз нам средств не выделили, то и с нас взятки гладки").

Типичные ошибки в интерпретации требований GMP

Определенную роль в ошибочной оценке затрат играет и неправильное понимание самой концепции GMP. Немало специалистов отрасли склонны относить к GMP любые меры по развитию и модернизации фармацевтического производства. В этой связи целесообразно уточнить, какие работы не относятся к сфере GMP. Среди них, в первую очередь, следует упомянуть:

  • расширение площадей в целях увеличения объема производства и/или расширения номенклатуры выпускаемых препаратов;
  • обновление технологического оборудования в расчете повысить его производительность, добиться экономии сырья, материалов, энергии и т. п.;
  • замена дешевых отделочных материалов дорогими в производственных помещениях (полы, стены), если существовавшая отделка отвечала официальным требованиям GMP (твердая, гладкая, непрерывная поверхность, не отделяющая частиц, выдерживающая воздействие детергентов и т. п.);
  • модернизация складского хозяйства (введение высокостеллажного хранения, автоматизация поиска и изъятия материалов и т. п.), если существовавший порядок складирования отвечал официальным требованиям GMP в части карантина и условий хранения медикаментов;
  • приобретение контрольного оборудования, имея в виду увеличение числа анализов за единицу времени, автоматизацию, использование в исследовательских целях и т. п.;
  • природоохранные мероприятия (строительство очистных сооружений и т. п.), противопожарные меры, действия по охране труда и т.д

Общее благоустройство зданий и прилегающей территории, в частности, меры по улучшению санитарного состояния, предотвращению образования и распространения пыли, в целом отвечает духу правил GMР. Однако, очевидно, на этом основании не следует все работы на территории относить на бюджет GMР, например, такие как перекраска заборов, разбивка цветников, установка скульптур и т. п.

Имеют также место сравнения не вполне сопоставимых реальностей. Сравнивается, например, технический уровень зданий действующих предприятий в России с мировыми лидерами отрасли. При этом первые часто построены много лет назад, кое-как, не только без учета мирового опыта, но даже с нарушениями существовавших уже тогда отечественных общеотраслевых строительных норм и правил (СНиП). Вторые же отражают возможности и бизнес-планы высоко прибыльных производств мирового класса, традиционно ориентированных на качество продукции и экспорт. Для приведения указанных отечественных производств к уровню мировых лидеров действительно нужны огромные средства, но это лишь частично связано с проблемой GMP.

В этой связи необходимо отметить, что в индустриальных странах, в первую очередь, в США, сделано и делается много лишнего в части проектирования, строительства, оценки и приемки предприятий отрасли сверх требований GMP. По этой причине соответствующие затраты во многих случаях превышают необходимые или разумные. Это связано, прежде всего, с недостатком методических указаний в части подтверждающего документирования, валидации и квалификации помещений и систем. В этих условиях многие фармацевтические производители склонны делать скорее больше, нежели меньше, желая перестраховаться, либо перещеголять конкурентов. К тому же не остаются безрезультатными усилия огромной армии профессиональных валидаторов - консалтинговых фирм и отдельных экспертов - раздуть объем валидационных работ до крайних пределов.

Исходя из этих соображений, российским предприятиям не следует слепо копировать опыт отдельных зарубежных фирм, в т. ч. имеющих репутацию лидеров. В отсутствие отечественных инструктивно-методических материалов представляется разумным пользоваться общепризнанными документами международных организаций, таких как ВОЗ, ЮНИДО, Конвенция по фармацевтическим инспекциям и т. п. Сказанное свидетельствует о необходимости скорейшей разработки и утверждения национальных российских руководств, дополняющих и поясняющих основные требования GMP.

Если говорить о переходе к GMP предприятий, отвечающих российским строительным и санитарным требованиям, следует учитывать, что уровень дополнительных затрат на строительство или реконструкцию в соответствии с требованиями GMP колеблется в пределах 10-30 %, в зависимости от видов помещений. К тому же это касается не всего комплекса зданий и помещений предприятия, но примерно одной четвертой их части. Вот несколько конкретных примеров, характеризующих ситуацию на российских предприятиях:

Пример 1

Производство инфузионных растворов (стерильное). Общая производственная площадь 1130 м2, площадь чистых помещений (класс C, D) - 180 м2, или 15 % от общей производственной.

Производство инфузионных растворов (стерильное). Общая производственная площадь 1212 м2, площадь чистых помещений (класс C, D) - 220 м2, или 18 % от общей производственной.

Производство растворов перитонального диализа (стерильное). Общая производственная площадь 1150 м2, площадь чистых помещений (класс C, D) - 220 м2, или 19 % от общей производственной.

Пример 2

В основном производство таблетированных препаратов. Общая площадь здания 5700 м2, общая производственная площадь 2700 м2, площадь чистых помещений (класс C, D), включая санпропускники, тамбур-шлюзы, коридоры) - 1700 м2, или 30 % от общей площади здания.

Пример 3

Производство таблетированных препаратов. Общая площадь здания 5050 м2, площадь чистых помещений (класс C, D) - 1350 м2, или 27 % от общей площади здания.

Максимальные дополнительные затраты относятся к чистым помещениям (системы фильтрации воздуха, отделка внутренних поверхностей и т. п.), тогда как подсобные, вспомогательные, офисные, складские, лабораторные помещения, бытовки и т. п. требуют незначительного повышения сметной стоимости (например, порядка 5 %), либо не нуждаются в дополнительных затратах. Таким образом, в целом удорожание всего комплекса зданий и помещений при переходе к GMP может составить около 20 %. Это значительное увеличение, однако не столь непомерное, как это утверждают противники концепции GMP.

Следующий момент, иногда требующий пояснений - закупка оборудования и его квалификация. Часть работников отрасли ошибочно полагает, что внедрение GMP невозможно без закупки суперсовременного оборудования (технологического и контрольного). На самом деле ничего подобного в правилах GMP нет. Напомним, что в отношении оборудования требования GMP сводятся к тому, что оно должно отвечать своему назначению и быть удобным для очистки. Тем не менее, при выборе поставщика следует ставить перед ним ряд условий, отражающих специфику фармацевтического производства, в частности:

  • конструкция оборудования должна соответствовать технологии производства и месту установки;
  • поверхности аппаратов не должны выделять частицы, адсорбировать продукты производства, не должны реагировать с дезинфицирующими растворами;
  • системы должны быть закрытыми (герметичными);
  • основное оборудование или комплектные линии должны быть укомплектованы эффективными средствами мониторинга и контроля;
  • отдельное оборудование должно быть обеспечено документами, подтверждающими его квалификацию, а комплектные автоматизированные линии должны быть валидированы;
  • оборудование должно быть обеспечено надлежащей документацией по установке, обслуживанию и ремонту (технические паспорта, спецификации, чертежи и др.).

Как представляется, излишний акцент на новейшее оборудование частично связан с распространенной тенденцией смешивать понятия "валидация" и "квалификация". В понятийном плане термин "валидация" может использоваться очень широко, в частности, применительно к процессам, аппаратуре, помещениям, системам и продуктам. Однако в нормативных и методических документах речь, как правило, идет о валидации технологических и контрольных процессов, тогда как к оборудованию применяется термин "квалификация". Известно, что при закупке у крупных фирм квалификация каждого аппарата входит в стоимость контракта. Приобретая квалифицированное оборудование, некоторые специалисты считают, что выполняют требования GMP в части валидации.

При этом допускаются следующие типичные ошибки. Во-первых, квалифицированное оборудование является лишь необходимой предпосылкой, или фундаментом, для валидации процессов; не следует путать фундамент с самим зданием. Во-вторых, поскольку в России, как и во всем мире, отсутствует консенсус относительно необходимого общего объема валидационных работ, можно быть уверенным, что официальные органы не будут требовать от предприятий проведения валидации всех без исключения технологических и контрольных процессов (особенно в период введения в стране правил GMP). В этой связи уместно напомнить, что определение критических этапов и параметров осуществляется в рамках валидационного мастер-плана.

В-третьих, помимо технологических и контрольных процессов, валидироваться должны также вспомогательные процедуры, такие как уборка, очистка, санитарная обработка и т. п.; об этом сторонники импортного оборудования часто забывают. В-четвертых, квалификация не обязательно должна проводиться иностранными специалистами - поставщиками оборудования. Фармацевтический производитель может совершенно самостоятельно квалифицировать аппараты и системы, либо привлечь к этой работе внешних консультантов. В-пятых, понятие "квалификация" касается не только вновь закупленного оборудования; квалифицировать можно и действующую аппаратуру, если в этом ощущается необходимость.

Выводы проекта TACIS* в Украине

* Техническая помощь Евросоюза странам - бывшим республикам СССР.
С 1999 г. в Украине осуществляется проект "Реструктуризация фармацевтической промышленности" в рамках программы TACIS (Еженедельник "Аптека", Морион, Киев, № 32, 21 августа 2000 года, с. 8). Определение стоимости затрат на внедрение стандартов GMP является важным элементом проекта. На основе обследования нескольких украинских предприятий в текущем году были установлены границы затрат на реконструкцию и модернизацию действующих производств 1-18 млн долл. Сюда не входят затраты на строительство новых мощностей, которые оцениваются цифрами 10-100 млн долл. в расчете на один завод. В материалах проекта отмечается, что эти оценки весьма приблизительны, и что более точные цифры могут быть получены лишь после составления конкретных планов внедрения GMP и соответствующих смет.

Связанные с проектом украинские коллеги подчеркивают, что далеко не все работы по переходу к стандартам GMP требуют больших инвестиций. Составленные в рамках проекта рекомендации по внедрению GMP разделены на три категории: с нулевыми затратами, низкозатратные и высокозатратные. К первой категории отнесено общее совершенствование систем качества, правильное заполнение маршрутных карт и введение аудита протоколов изготовленных серий продукции, акцент на материальный баланс в производственных и упаковочных операциях, меры по предотвращению прямого контакта продукции с руками операторов, ограничение доступа персонала без необходимости в производственные зоны и др. Из числа низкозатратных мер можно упомянуть приобретение спецодежды для работников чистых зон, введение плановой валидации процессов, прежде всего, критических (стерилизация), совершенствование технологических инструкций и т. п.

При разработке планов поэтапного внедрения GMP предлагается также учитывать медицинские свойства выпускаемой продукции. Например, в первую очередь, переход к соблюдению правил GMP должен планироваться и осуществляться на участках по выпуску стерильной продукции. Следующий приоритет - изготовление высокоактивных, сенсибилизирующих препаратов (пенициллин, антибиотики цефалоспоринового ряда и др.). Напротив, производство, например, пероральных витаминных препаратов может быть отнесено к низкоприоритетной группе с позиций внедрения GMP.

Важное значение придается выбору конкретных стандартов GMP с учетом перспектив экспорта. Наиболее распространенными в мире, и следовательно, самыми универсальными, являются правила ВОЗ. Европейские требования - более жесткие; говоря о них необходимо учитывать, что страны Центральной Европы, т. е. бывшие социалистические государства, в ближайшие годы будут переходить именно к этим правилам. Отдельные национальные стандарты, например, действующие в США, Японии, Австралии, имеют свои особенности, это касается, главным образом, степени контроля за соблюдением требований.

Украинские специалисты считают, что при поэтапном введении правил GMP в течение 5 лет (с учетом изложенных выше соображений) не произойдет резкого скачка цен на медикаменты, которым пугают нас противники концепции GMP. Как представляется, материалы проекта могут быть с пользой приняты во внимание в России.

GMP для производства субстанций

Как отмечено выше, базовые требования GMP, изложенные в ОСТе 42-510-98, нуждаются в дополнениях и пояснениях. Дополнительные инструктивные материалы могут детализировать отдельные положения основного документа, например, в части валидации, или касаться отдельных видов производств. В России уже имеются специальные требования GMP для иммунобиологических препаратов ("Санитарные правила СП 3.3.2.015-94", утвержденные Госкомсанэпиднадзором в 1994 г., в период его существования в качестве самостоятельного ведомства). Однако до полного пакета документов, сравнимого, например, с документацией Евросоюза, России еще далеко.

Как уже отмечалось в журнале (Фарматека, № 1/2000, с. 29-34), в промышленно развитых странах одним из приоритетов в данной сфере является разработка и введение в практику специальных требований к производству фармацевтических субстанций. Как известно, большинство правил GMP, в том числе и российский ОСТ 42-510-98, относятся, прежде всего, к условиям выработки готовых (дозированных) лекарственных форм. В системе документации ВОЗ и Конвенции по фармацевтическим инспекциям (PIC) имеются приложения, уточняющие требования к производству активных субстанций, однако, по мнению многих специалистов, пришло время их пересмотреть.

Проект обновленных и детализированных правил GMP для лекарственных субстанций, подготовленный в рамках Международной конференции по гармонизации регистрационных требований (ICH), в настоящее время согласовывается через Секретариат ВОЗ с заинтересованными специалистами многих стран, в том числе и России. Представляется необходимым использовать этот проект для подготовки отечественных требований в данной сфере, по возможности не откладывая эту работу "на потом".

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.